"Новая история" на марше
В училище я проучился год, и нас отправили под Лиепаю – это портовый город на западе Латвии, в летние лагеря. 18 июня немцы выбросили там десант – спецгруппу. При поддержке латышских коллаборационистов они захватил немалую часть окраины города. Нас по приказу направили туда вести бои с парашютистами.
Мы довольно много там потеряли, немцы были хорошо укреплены, и их поддерживало местное население. У них было автоматическое оружие, и мы поняли, что не можем им противостоять, потому-то нас и отозвали.
Насколько вы понимали в тот момент, что фактически, война уже началась?
Не совсем. Мы думали, что это временная акция и знали, что наша армия настолько мощна, что через несколько дней мы их отбросим. Но через двое суток мы поняли, что ситуация сложная, что придется воевать по-настоящему. (Один товарищ Сталин понятия не имел, что началась война, надо полагать). А когда объявили войну, то в первые дни было ощущение растерянности.
...Когда нас вернули из Лиепаи под Ригу, мы уже чувствовали неладное. Ночью с 21 на 22 июня наши офицеры, а они были в основном из латышской армии, объявили, что готовится военная акция – не война, а именно акция, и что придется воевать. Нас срочно вернули из лагеря в училище, а оно было расположено рядом с Бастионной горкой, в Пороховой башне. Там, где после войны было Нахимовское училище, а потом – Музей Революции.
На нижнем этаже здания был склад, мы взяли там продовольствие, оружие, боеприпасы, реквизировали – принудительно – грузовики у местных жителей, погрузили все туда и направились в направлении Пскова.
...Бывшие офицеры латышской армии, которые были у нас командирами, тоже удрали, и большая их часть переметнулась к немцам. Осталось около половины командного состава – в основном младшие командиры, уроженцы Советского Союза.
Про убийство этих самих офицеров в Литене задолго до того, конечно, прочитать в Интернетах было лень. Это ньюсру, заметьте. Не какие-нибудь риановости... pepel, у вас там что, белены на 22 июня объелись?
Апд. - вот, как свидетельство очевидца прежних свидетельств тысяч очевидцев превосходит